Крест "РАСПЯТИЕ. БОЖИЯ МАТЕРЬ ОРАНТА (СИРИЙСКИЙ)" КС087

9161

Новый товар

Маленький нательный крестик, с подвижным оглавием, выполнен в традиции, так называемых «сирийских» энколпионов X-XI в.в. Кресты этого типа, с расширяющимися балками и гравированными образами святых в позе орант, а чаще всего образом Божией Матери Оранты, изготавливались предположительно в сиропалестинском регионе и были широко распространены в Византии.

Подробнее

под заказ

4 000,00 грн.

Добавить в избранное

Описание

Маленький нательный крестик, с подвижным оглавием, выполнен в традиции, так называемых «сирийских» энколпионов X-XI в.в. Кресты этого типа, с расширяющимися балками и гравированными образами святых в позе орант, а чаще всего образом Божией Матери Оранты, изготавливались предположительно в сиропалестинском регионе и были широко распространены в Византии, а, благодаря паломникам, встречались в Европе и Киевской Руси. Наша работа является развитием этой древней традиции. Форма креста четырехконечная. На углах расширяющихся от центра балок имеются каплевидные отростки, на Руси часто называемые «слезками». Вертикальная балка завершается кругом с крупным отверстием, в котором крепится кольцо для подвешивания. Подобная форма крестов без иконографических изображений была известна на христианском Востоке с V века. На лицевой стороне нашего креста изображено рельефное Распятие, выполненное в византийском стиле VI-X веков. Фигура распятого Христа прямая, голова, увенчанная крестчатым нимбом слегка склонена к левому плечу, глаза открыты, руки горизонтально разведены в стороны. О крестной казни говорит только образ Креста за спиной Спасителя и следы от четырех гвоздей на руках и ногах Христа. Господь, победивший смерть, стоит на объемном подножии (в Византии символ величия изображаемого лица) и распростертыми руками как бы призывает всех к себе. На верхней планке Креста традиционная (до XVII века) надпись NN8%ON8, утверждающая, что Иисус есть истинный, обетованный в Ветхом Завете Мессия – помазанник Божий. Особенностью нашего Распятия является одеяние Христа. Это не привычная сегодня повязка на чреслах, а колобий – длинная безрукавная туника, украшенная геометрическим орнаментом и двумя клавами – вертикальными золотыми полосами, отличавшими в античное время знатность особы. По словам проф. Н.В. Покровского (1848-1917): « от VI до X в, в эпоху полного развития византийского искусства, почти на всех византийских Распятиях Христос является в длинном безрукавном колобии». В тоже время на христианском Востоке художник, изображая Христа-триумфатора, различными способами стремился передать кенозис Бога. Один из них мы использовали в своей работе. Это нарочито детские пропорции фигуры Христа. Тем самым передается человеческая беззащитность и кротость Спасителя. Распятие, как последняя точка земного пути Господа, устанавливает духовную связь с Рождеством – его началом. Эта «вечная детскость Бога» является примером всем людям, ибо «кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него» (Марк 10.15). Сегодня в результате победы «гуманистических ценностей» произошла частичная десакрализация образа распятого Христа и, несмотря на существование в Православной Церкви иконографического канона, на практике, многие Распятия снова возвращают нас к периоду несторианской ереси, показывая только страдающую человеческую природу Спасителя. Поэтому выбранная нами древняя византийская иконография Распятия не претендуя на всеобщее правило, может быть некоторым противовесом современным прозападным Распятиям, ничего не говорящим о Божественном естестве Спасителя. Своей простотой она заставляет нас сменить рациональное мышление на символическое, что в большей степени помогает нашему соединению со Христом, Богом и Человеком. На обратной стороне нашего креста изображен гравированный ростовой образ Божией Матери Оранты, выполненный в стилистики сиропалестинских энколпионов. Рядом с образом – традиционные греческие надписи: Панагиа – Всесвятая и краткое наименование Матерь Божия. Эти имена утверждают догмат Церкви, возникший в результате несторианских споров о почитании Девы Марии как Богородицы. По словам св.Иоанна Дамаскина: «Это имя показывает всё таинство воплощения...». А в результате и «одну ипостась и два естества Господа нашего Иисуса Христа». Поэтому образ Богородицы с надписанием ее именования очень часто помещался на оборотной стороне нагрудных крестов, выполняя важную догматическую задачу.

Позолота, чернение.

Размер: 2,8x1,5 см.

Вес ~ 4 гр.

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест "РАСПЯТИЕ. БОЖИЯ МАТЕРЬ ОРАНТА (СИРИЙСКИЙ)" КС087

Крест "РАСПЯТИЕ. БОЖИЯ МАТЕРЬ ОРАНТА (СИРИЙСКИЙ)" КС087

Маленький нательный крестик, с подвижным оглавием, выполнен в традиции, так называемых «сирийских» энколпионов X-XI в.в. Кресты этого типа, с расширяющимися балками и гравированными образами святых в позе орант, а чаще всего образом Божией Матери Оранты, изготавливались предположительно в сиропалестинском регионе и были широко распространены в Византии.