Крест «СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ» КС101

16223

Новый товар

Нательный крест выполнен в традиции мужских старообряд­ческих крестов XIX в. Его ха­рактер­ной особенностью являет­ся строгая восьмиконечная форма, так горячо любимая и отстаиваемая приверженцами старой веры.

Подробнее

под заказ

28 000,00 грн.

Добавить в избранное

Описание

Нательный крест выполнен в традиции мужских старообряд­ческих крестов XIX в. Его ха­рактер­ной особенностью являет­ся строгая восьмиконечная форма, так горячо любимая и отстаиваемая приверженцами старой веры.

Восьмиконечный крест как изо­браже­ние орудия казни Спаси­теля встречается в церковном искус­стве с IX в. В качестве основы нагруд­но­го креста восьми­конеч­ная форма в явном виде появилась к XIV в. Такой крест с изображением Рас­пя­тия принадлежал пре­подобно­му Сер­­гию Радонежскому. К XVI в. изображение Голгофского Креста на Руси стало преимущественно восьмиконечным. Такая графи­ческая форма, даже без фигуры рас­пятого Спасителя, дополненная надписями вероучи­тельного и прославляющего характера, наиболее полно передавала идею Голгофской Жертвы. Основа нагрудного креста, несущая на себе изображение восьмиконечного Голгофского Креста, в большинстве своем остава­лась четырехконечной. К XVII в., в период барокко, она  приобрела пышный декор, символически показывающий Крест Господень как Древо Жизни и источник Божественного Света.

В результате церковной реформы XVII в., расколовшей Русскую Православную Цер­ковь, восьми­конечный крест стал повсемест­но заменят­ься западными форма­ми четырех­конечного креста.

Реформаторы совершенно не­справедливо обвиняли старо­­ве­ров, защи­щавших восьмиконеч­­ный Голгоф­ский Крест, в непочита­­нии четырехконечного креста, ведь основа большинства старообряд­ческих нагрудных крестов явля­лась четырехконечной. Просто  человек, обладающий символи­­ческим мышлением, понимал, что восьмиконечный крест – это сложившийся в Церкви лаконич­ный и даже идеальный образ Голгофского Креста – символ Жертвы и Победы Спасителя, а по сути символ Самого Христа. Символика же четырех­конечного креста более многозначна. Так, равносторонний четырехконечный крест –это, прежде всего, символ мира, спасенного и преображенного Господом, а крест с активной вертикалью, в зависимости от формы балок и орнаментики, передает качества Креста Господня – его животвор­ность и светоносность. Употребление той или иной формы креста должно соответствовать тем богослужебным и богословским задачам, которые он должен выполнять.

В результате некоторой дискриминации восьми­конечного креста со стороны официаль­ной Церкви его значение в старообрядческой среде еще больше усилилось и стало носить почти догма­тический характер. В результате, к XIX в.основа большинства старообряд­че­ских крестов приобрела  восьмиконеч­ную фор­му. Более того, любовь русского православ­но­го народа к восьмиконечному кресту подвиг­­ла и официальную Церковь в большой степе­ни вернуть ему утраченные позиции. Напри­мер, наперс­ный иерейский крест, утвержден­ный в 1896 г. императором Николаем II, имел восьми­конечную форму.

Наш крест является данью уважения и благодарности старообрядческой Церкви, претерпевшей жестокие и несправедливые гонения и сохранившей для нас образы веры,  искусства и культуры Святой Руси.

Центром композиции лицевой сторо­ны нагрудного креста является восьмиконеч­ный крест, установленный на Голгофе с изображением главы Адама. Его фланки­руют орудия страстей – копие и трость. В верхней части креста – образы солнца и луны. На свободном поле креста имеют­ся традиционные надписи, носящие вероучи­тельный и прославляющий характер. На верхней перекладине – ЦР&Ь СЛ&ВЫ (Царь Славы), С (солнце) и Л (луна). На концах горизонталь­ной балки – И&С Х&С(Иисус Христос).  Вдоль горизонтальной балки – кrтъ хранитель всей вселеннэй (крест хранитель всей вселенной), СН&Ъ БЖ&IЙ(Сын Божий), К и Т (копие и трость). Вдоль косой переклади­ны – изображение Иерусалимской стены и надпись НИКА(Победитель). Над Голго­фой – аббревиатура МЛРБ (Место Лобно Рай Бысть). Под головой Адама – буквы  Г. А.  (глава Адама).

Некоторой особенностью нашего крес­та является необычное изображение Иерусалимской стены. Образ Иерусалим­ской стены на русских крестах получил широкое распространение с XV в. и имел два значения. Когда в этом образе мы видим стену исторического Иерусалима, то вспоминаем, что, согласно Евангелию, Распя­тие совершилось вне города. Святые Отцы придавали этому особое значение.

По словам Иоанна Златоуста: «потому Она (Жертва) принесена вне города, за его сте­нами, дабы ты знал, что эта Жертва вселен­ская, дабы ты знал, что это приноше­ние за всю землю, и что это – общее очищение всего естества нашего». Кроме этого, иконо­графия Иерусалимской стены возводит нас к образу Горнего Иерусалима – Царствия Небесного, открытого для человека крест­ной Жертвой Спасителя. На старообрядческих крестах доминировало второе значение, поэтому изображения Иерусалимской стены были очень далеки от исторической реальности, а больше напоминали стены  русских мо­настырей, которые по сути и являлись об­разом Небесного Града.

Следуя этой традиции, на нашем кресте мы изобразили стены Соловец­кого мо­настыря – славнейшей русской обители, не принявшей реформу и героически державшей восьмилетнюю осаду царских стрель­цов. Только в результате предательства мо­настырь пал, а его насельники (около 500 че­ло­век) были убиты при штурме или зверски замучены и казнены. Мы свято верим, что души христианских мучеников пребывают в Небесном Граде, образ которого нам являет Соловецкий монастырь.

Стоит отметить интересную историческую деталь: вечером 22 января 1679 г., накануне предательского штурма обители, царь Алек­сей Михайлович почувствовал сильное недомогание, а ночью его постигло страшное видение – души соловецких мучени­ков стали раздирать его тело. Чувствуя приближение смерти, царь приказал снять осаду монастыря, но было уже поздно. 29 января Алексей Михайлович умер.

Таким образом, композиция нагрудного креста, состоящая из традиционных священ­ных изображений и надписей, показывает торжество вселенской победы Христа, свя­зывая воедино дольний мир и мир горний.

Усиливает атмосферу праздника исполь­зование техники многоцветной горячей эма­ли. Фон многих старообрядческих крестов покрывался яркими разноцветными эмаля­ми, чтобы через радостную цветовую палитру показать образ рая, восстановленного Крестной Жертвой Спасителя. Аналогичную задачу на крестах выполняла аббревиатура МЛРБ (Место Лобно Рай Бысть).

Серебро, позолота, горячая эмаль

Размер: 54×24 мм

Вес ~15,3 гр

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест «СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ» КС101

Крест «СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ» КС101

Нательный крест выполнен в традиции мужских старообряд­ческих крестов XIX в. Его ха­рактер­ной особенностью являет­ся строгая восьмиконечная форма, так горячо любимая и отстаиваемая приверженцами старой веры.